Коленчатый вал


← Назад

Коленчатый вал - одна из самых дорогостоящих и ответственных и деталей в ДВС. Цель его – преобразование движения поршней, которое является возрастно-поступательным, в крутящий момент.

Колен. вал обычно изготавливают либо из чугуна, либо из стали путём, ковки или литья. Дизельные двигатели оборудованы коленчатыми валами с более высокими прочностными характеристиками. Материалом для изготовления валов дизельных ДВС обычно является сталь.

Коленчатый вал объединяет вместе коренные и шатунные шейки. Их может быть от трёх до шести, причём коренных всегда на одну больше. Компоновка вала с применением коренных шеек с количеством на одну больше чем опорных, получила название полноопорной компоновки. Коренные шейки обладают большим диаметром по сравнению с опорными. Также применяется противовес, который уравновешивает вес шатунов и обеспечивает более плавную работу ДВС в целом.

Шатунная шейка, которая получила расположение между щеками, именуется коленом. Колена располагаются таким образом, чтобы уравновешивалась работу ДВС, а также происходили наименьшие крутильные колебания.

Шатунная шейка является опорой для каждого определённого шатуна. Колен. вал, который устанавливается на V-образном двигателе имеет четыре шатуна.

Самое сильнонагруженное место коленчатого вала это переход от коренной или шатунной шейки к щеке, именно тут чаще всего бывают трещины поверхности. Для снижения вероятности образования такого дефекта это место выполняется согласно условию определённого сопряжения, именуемого галтелью. Галтели обычно увеличивают длину колен. вала.

Вращение вала происходит в подшипниках скольжения. Такие подшипники выполнены в форме вкладышей, которые изготавливают из стали с нанесённым специализированного покрытием. Проворачиванию подшипника не даёт выступ, фиксирующий вкладыш. Для того чтобы коленчатый вал не двигался по оси был разработан упорный подшипник, устанавливающийся на крайней коренной шейке.

Шатунные и коренные подшипники входят в смазочную систему двигателя. Процесс смазки происходит под постоянным давлением. Каждая опора имеет свою индивидуальную смазочную магистраль.

Снятие крутящего момента с коленчатого вала осуществляется посредством маховика.